ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

 

« От святыя иконы Твоея о Владычице Богородице,

исцеления и цельбы подаются обильно,

с верою и любовию приходящих к Ней....»

(Тропарь празд.)

 

Жизнь каждого из нас совершается под воздействием Божественного Промысла Божия, а жизнь верующего христианина под постоянным покровительством Божией Матери.

Согласно преданию, Божия Матерь избрала четыре земных удела, где Её святая воля и заступничество за верующих будут пребывать до скончания века, - это   святая   гора Афон, Грузия (Иверия), Киево-Печерская Лавра, Святая Дивеевская обитель, т. е. на исконно православной  земле.

История Иверской иконы Божией   Матери многовековая история нашего православия - это заступничество и молитвенное предстательство Ея за род  христианский.

В годы Первой мировой войны 1914 г. 598-я Ставропольская пешая дружина, которая избрала своим годовым праздником 12 февраля в честь Иверской иконы Божией Матери. По просьбе  командира  подполковника Салмина и офицеров дружины   в специальной мастерской трофейной комиссии в Петербурге был разработан эскиз дружинного знамени с изображением Иверской иконы Божией Матери.

 То, что воины Ставропольской дружины, которые отправлялись  на Кавказский фронт, выбрали своей Покровительницей и Заступницей Иверскую икону Божией Матери нет ничего удивительного. Эта икона со дня Своего прибытия  на  Ставрополье стала одной из почитаемых святынь на Северном Кавказе.

 Образ Иверской иконы Божией Матери был прислан из Русского Свято-Пантелеймоновского монастыря, расположенного на греческом полуострове Афон, 9 октября 1867 года на имя настоятеля Троицкого собора г. Ставрополя протоиерея Василия Розалиева. Имя человека, по заказу которого бы создан список с чудотворной иконы, хранящейся в Афонской обители,  до сих пор остается неизвестным.

Списки с Иверской иконы Божией Матери на Афоне появились в России в середине XVII в. Это был единственный способ увидеть чудотворную икону, т.к. после помещения иконы в церковь, построенную у врат монастыря, она никогда не покидала пределов Иверона.

В истории появления первого списка Иверской иконы Божией Матери в Россию находит отражение процесс укрепления греко-русских связей происходивший во время правления царя Алексея Михайловича. В это время насельники Афона часто приезжали в Москву. В 1647 г. состоялось знакомство монахов - посланников Иверского монастыря с настоятелем Новоспасского монастыря будущим патриархом Никоном, который с вниманием отнесся к их рассказу об иконе, которая благочестивой вдовой для защиты от иконоборцев была опущена в море и через 200 лет чудесным образом обретена на горе Афон; о старце Гаврииле, который безбоязненно прошел по воде и сподобился взять чудотворную икону в руки; о том, как монахи Иверского монастыря несколько раз вносили икону в храм, а утром находили ее над вратами обители; и конечно же о множестве чудес, которые сотворила Богоматерь в Иверской обители и на Афонской Святой горе. Архимандрит Никон попросил ивиритов как можно скорее прислать копию иконы. И уже через год, 13 октября 1648 г., список был доставлен в Москву вместе с грамотами царю Алексею Михайловичу и архимандриту Никону от настоятеля Иверского монастыря Пахомия с подробным описанием церковных служб и работы иконописца Ямвлиха, трудившегося над созданием копии для русской столицы. Вскоре Патриарх Никон заказал на Афоне вторую копию с чудотворного образа Иверской Божией Матери,  для Валдайского Иверского монастыря. Строительство, которого велось с 1652 по 1658 г. Вторая копия была принесена в Россию 12 февраля 1656 г. После революции 1917 г. икона исчезла и до сих пор остается неизвестным ее местоположение, а первый список находится в музеи Новодевичьего монастыря.

Всего до революции 1917 г. в России насчитывалось шесть чудотворных икон Божией Матери Иверской. Из них два образа на Северном Кавказе – в городе Моздоке и в городе Ставрополе.

По благословению епископа Феофилакта с 1867 г. летнее время Иверская икона находилась в Иоанно-Мариинском монастыре, т.к. в это время там всегда было много богомольцев. Икону из Троицкого собора всегда выносили после ранней литургии в первый воскресный день после Пятидесятницы. На границе  монастырских земель икону встречали сестры обители с хоругвями и иконами. И обычно к поздней литургии крестный ход доходил до монастырских ворот, где икону  встречал правящий Архиерей. После краткой литии на месте встречи игуменья и священник монастыря вносили икону в один из храмов обители, где она пребывала до праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

В Троицком соборе, Иверская икона Божией Матери находилась зимой, когда у горожан было больше времени ходить в храм, тогда как весной и летом в основном все разъезжались по делам. В архивных документах сохранилось описание крестного хода по поводу возвращения иконы из Иоанно-Мариинского монастыря в Троицкий Собор  8 октября  1917 г. Поражает красота, масштаб и организация крестного хода. Это действительно был праздник для всего города, для каждой церкви. Город  встречал свою Заступницу и Покровительницу, возвещая эту  радость колокольным звоном. Первым начинал трезвон Успенский храм. За ним Троицкий собор, затем церковь духовного училища, Крестовоздвиженская и Варваринская церкви, Казанский кафедральный собор и т.д.

Последний раз перенесение иконы из монастыря в Троицкий собор, с разрешения губ-исполкома состоялось 16 ноября 1921 г. Пресвятая Богородица покидала монастырь перед его закрытием.

В 1922 г. во время изъятия ценностей из храмов в Троицком соборе, в числе других дорогих реликвий с Иверской иконы был снят серебряный оклад весом 18 фунтов, украшенный жемчугом, некогда пожертвованный купеческими женами.

После закрытия и разрушения Троицкого собора в 1930 г.  Иверская икона попала в Успенскую церковь, единственный сохранившийся в то время храм, где и  находится до сего времени.

В 1955 г. по благословению архиепископа Антония (Романовского) трудами монахинь и прихожан Успенской церкви на Иверскую икону Божией Матери была сделана новая риза из бисера.

В Успенском храме уже давно существует благочестивый обычай завершать вечернюю службу молитвенным обращением к Пресвятой Богородице перед Иверской иконой. Обычно в это время в храме уже стоит полумрак, горят свечи. Слова древней молитвы «Под Твою милость прибегаем…» наполняют храм радостным чувством. Значит, есть на земле место, куда можно придти, когда идти больше некуда. Когда не можешь помочь себе сам, когда не могут помочь тебе близкие, когда болит душа и изнемогает тело., когда кажется, что выхода нет… Подними глаза и посмотри на лик Богородицы и почувствуй тишину, тишину вечности. Тишину как совершенство гармонии, как полноту бытия. Подобно тому, как белый цвет есть не отсутствие цвета, а синтез и полнота всех цветов радуги