Яндекс.Метрика

Дорогие братья и сестры! По благословению Высокопреосвящейнейшего Кирилла митрополита Ставропольского и Невиномыского в 2019 году к 170-летию со дня освящения Свято-Успенского храма г. Ставрополя была издана книга о прошлой и современной жизни прихода.

     Книга - историко краеведческая. Ее содержание основывается на материалах достоверных исторических и архивных источников, а так же  на свидетельствах современников.

«Не славят городок мой, как столицу.

Он точка лишь на карте, но поймешь:

России летописную страницу

Без точек, чуть заметных, не прочтешь».

     Любовь к своей большой стране к ее истории невозможна без любви к своей малой Родине. А любовь к родному краю, родному городу по словам академика Дмитрия Лихачева "начинается с любви к своей семье, своему жилищу", а для верующего человека еще и с любви к своему храму.

     Русский востоковед и церковный историк Василий Васильевич  Болотов в своем "Введении в церковную историю" рассматривает понятие истории как повествование о замечательных событиях, то есть событиях, которые заметили. С этой точки зрения строительтство Успенской церкви в городе Ставрополе было событием не только заметным, но долгожданным. О том, что городу нужна церковь, на старом казачьем кладбище, заговорили еще в 20 - х годах 19 века. На строительство полковницей Александрой Бражниковой были пожертвованы средства, выбраны попечители строительства, состалена смета и  открыта подписка добровольных пожертвований. Однако дело дальше приготовлений не пошло. И только в 1845 году по инициативе ставропольского купца первой гильдии Ивана Ганиловского и по благословению Преосвященнейшего Иеремии (Соловьева), епископа Кавказского и Черноморского дело сдвинулось с мертвой точки. Строительство началось в 1847 году, а в 1849 кладбищенский храм с одним престолом во имя Успения Божией Матери был освящен епископом Иеремиею, при большом стечении народа.

Однако история не является лишь изложением сведений о прошедшем. Самый исчерпывающий список рукописей не история литературы. Хроника это не история. Для того, чтобы воспроизвести прошлую жизнь, почувствовать ее, необходимо истолковать свидетельства о прошедшем. Важно не только рассказать о событии, но и показать  каким образом тот или иноейэпизод из жизни храма связан с историческими событиями нашего города и страны в целом. Ну, например, как экономическое и социальное развитие города Ставрополя в конце 19 века повлияло на изменение статуса Успенской церкви; каким образом революция 1917 года, изменившая жизнь целой страны повлияла на жизнь прихода и облик самого храма; как именно обновленческий раскол, суровые и страшные дни гражданской и Великой Отечественных войн, послевоенные годы, "хрущевская оттепель" и дни "брежневского застоя" изменили внутреннюю его жизнь. Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей книге.

И еще на одном аспекте хотелось бы остановить ваше внимание. По словам протоиерея Георгия Флоровского - религиозного мыслителя и историка "ель изучения истории не в том, чтобы устанавливать объективные факты – даты, места действия, числа, имена и тому подобное. Главная задача - встреча с живыми людьми". На страницах книги вы встретитесь с драгунами Владимирского и казаками Хоперского полков, основавших крепость Ставропольская; с генерал- губернаторами; со ставропольским купцами, которые не забывали" что в рай входят входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается"; с иереем Димитрием Гремяченским клириком Троицкого собора и мещанином Алексеем Захарьеным первым старостой Успенского храма, которые приняли на свои плечи все тяготы строительства; с первым постоянным священником Успенской церкви иереем Капитоном Розовым - нестяжателем, воином со своими страстями и купцом 2- гильдии Ефимом Ивановым, долгое время содержащего храм на свои средства; протоиереем Феодором Симилуцким и старостой Александром Рудневым при которых храм достиг своего наивысшего рассвета; обновленческим священником Александром Павликом, который принял мученическую смерть от фашистов " только лишь за то, чо немецкой армии стало известно о его патриотических чувствах к своей русской родине"; с протоиереем Антонием Журавлевым, с иереем Иоанном Кушниром и другими деятельными священниками.

И конечно с митрофорным протоиереем Павлом Рожковым, который уже более 30 лет является настоятелем Свято-Успенского храма. Попечением и заботами которого Успенская церковь из заброшенного места превратиться в церковно-исторический комплекс (кладбище, храм, центр образования, православная гимназия).

     Свято - Успенский храм — храм, по которому можно изучать историю. Да он и сам является историей в своей жизнестойкости связав воедино прошлое, настоящее и будущее.

Регент — псаломщик левого хора храма Успения Божией Матери г. Ставрополя,
магистр теологии Гладилина Светлана Федоровна